16. Социологические подходы к анализу текстов массовой коммуникации.

Контент-анализ (от англ. contens содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих документах. Особенность контент-анализа состоит в том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться как основной метод исследования (например, контент-анализ текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е. в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный (напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).

Не все документы могут стать объектом контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио, телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.

Основные направления применения контент-анализа:

·         выявление того, что существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение (текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности, автора или адресата);

·         определение того, что существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык, структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);

·         выявление того, что будет существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка различных эффектов воздействия).

В разработке и практическом применении контент-анализа выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие, ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в тексте.

После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие в тексте индикатором интересующих исследователя явления.

Наконец, необходимо установить единицу счета — количественную меру взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений. Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.), появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).

Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с помощью которого проводится исследование.

 

КОНТЕНТ-АНАЛИЗ

Контент-анализ часто используется, чтобы выявить наличие, отсутствие или количество отдельных характеристик медиасообщений, которые предположительно способствуют определенному типу медиавоздействия. Например, в качестве составляющей программы, направленной на высвечивание "важности развлекательных СМИ для формрования осведомленности общественности о проблемах, связанных со здоровьем" {Kaiser

Family, 1999, p. 2), фонд Kaiser Family несколько раз проводил контент-анализ содержания сексуально откровенных сцен в телевизионных программах, включая оценку процентного содержания, особенности разговоров персонажей на сексуальную тему, типыизображаемого или обсуждаемого сексуального поведения и процентное содержание сообщений об ответственности или риске в связи с сексуальной деятельностью (Kunkel et

al, 1999). Следует отметить, что наличие или отсутствие подобных характеристик не яляется прямым доказательством воздействия масс-медиа на сексуальное поведение; спомощью контент-анализа можно лишь составить профиль содержания медиапродукции, способной обуславливать асоциальное или просоциальное медиавоздействие. Длядоказательства существования какого-либо воздействия как такового контент-анализ

необходимо использовать в сочетании с другими методами.

(с) Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2004.

 

 

Дискурсный анализ

Дискурс анализ — изучение языка. В ходе такого анализа рассматривается как форма языка, так и его функция. Идентифицируются лингвистические особенности понимания различных текстов. Анализ текстов может включать в себя изучение развития темы и связи (сцепки) между предложениями.

Цели:

попытка понять, что говорится на самом деле, выявить скрытые предубеждения и предпосылки (с т.з. психологии)

выявление терминов и стилей языка

 

Дискурсный анализ - это инструмент для изучения путей, способов, которыми реальность «формулируется» посредством дискурса и, следовательно, путей ее понимания людьми. Исследовательский процесс фокусируется на реконструкции основных смысловых категорий, используемых в тексте.

 

Анализ аудитории

М.б. закрытый\открытый

Хостинг от uCoz