Контент-анализ (от англ. contens
содержание) — метод качественно-количественного анализа содержания документов с
целью выявления или измерения различных фактов и тенденций, отраженных в этих
документах. Особенность контент-анализа состоит в
том, что он изучает документы в их социальном контексте. Может использоваться
как основной метод исследования (например, контент-анализ
текста при исследовании политической направленности газеты), параллельный, т.е.
в сочетании с другими методами (напр., в исследовании эффективности
функционирования средств массовой информации), вспомогательный или контрольный
(напр., при классификации ответов на открытые вопросы анкет).
Не все документы могут стать объектом
контент-анализа. Необходимо, чтобы исследуемое
содержание позволило задать однозначное правило для надежного фиксирования
нужных характеристик (принцип формализации), а также, чтобы интересующие
исследователя элементы содержания встречались с достаточной частотой (принцип
статистической значимости). Чаще всего в качестве объектов исследования контент-анализа выступают сообщения печати, радио,
телевидения, протоколы собраний, письма, приказы, распоряжения и т.д., а также
данные свободных интервью и открытые вопросы анкет.
Основные направления применения контент-анализа:
·
выявление того, что
существовало до текста и что тем или иным образом получило в нем отражение
(текст как индикатор определенных сторон изучаемого объекта — окружающей действительности,
автора или адресата);
·
определение того, что
существует только в тексте как таковом (различные характеристики формы — язык,
структура, жанр сообщения, ритм и тон речи);
·
выявление того, что будет
существовать после текста, т.е. после его восприятия адресатом (оценка
различных эффектов воздействия).
В разработке и практическом применении контент-анализа
выделяют несколько стадий. После того, как сформулированы тема, задачи и
гипотезы исследования, определяются категории анализа — наиболее общие,
ключевые понятия, соответствующие исследовательским задачам. Система категорий
играет роль вопросов в анкете и указывает, какие ответы должны быть найдены в
тексте.
После того, как категории сформулированы, необходимо выбрать соответствующую
единицу анализа — лингвистическую единицу речи или элемент содержания, служащие
в тексте индикатором интересующих исследователя
явления.
Наконец, необходимо установить единицу счета — количественную меру
взаимосвязи текстовых и внетекстовых явлений.
Наиболее употребительны такие единицы счета, как время-пространство (число
строк, площадь в квадратных сантиметрах, минуты, время вещания и т.п.),
появление признаков в тексте, частота их появления (интенсивность).
Необходимым условием является разработка таблицы контент-анализа — основного рабочего документа, с
помощью которого проводится исследование.
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ
Контент-анализ часто используется, чтобы выявить
наличие, отсутствие
или количество отдельных характеристик медиасообщений, которые
предположительно способствуют
определенному типу медиавоздействия. Например, в качестве составляющей программы, направленной на
высвечивание "важности развлекательных СМИ для формрования осведомленности общественности о проблемах, связанных
со здоровьем"
{Kaiser
Family, 1999, p. 2), фонд Kaiser Family несколько раз проводил контент-анализ содержания сексуально откровенных сцен в телевизионных программах, включая
оценку процентного содержания, особенности
разговоров персонажей на сексуальную тему, типыизображаемого
или обсуждаемого сексуального поведения и процентное содержание сообщений об ответственности
или риске в связи с сексуальной деятельностью (Kunkel et
al, 1999). Следует отметить, что наличие
или отсутствие подобных характеристик не яляется прямым
доказательством воздействия
масс-медиа
на сексуальное поведение; спомощью
контент-анализа
можно лишь составить профиль содержания медиапродукции, способной обуславливать
асоциальное или просоциальное медиавоздействие. Длядоказательства существования какого-либо воздействия как такового контент-анализ
необходимо использовать в сочетании с другими методами.
(с) Брайант Дж. Основы воздействия СМИ / Дж. Брайант, С. Томпсон. — М.: Изд. дом «Вильяме», 2004.
Дискурс анализ — изучение языка. В ходе
такого анализа рассматривается как форма языка, так и его функция.
Идентифицируются лингвистические особенности понимания различных текстов.
Анализ текстов может включать в себя изучение развития темы и связи (сцепки)
между предложениями.
Цели:
попытка понять, что говорится на самом деле, выявить скрытые предубеждения
и предпосылки (с т.з. психологии)
выявление терминов и стилей языка
Дискурсный анализ - это инструмент для изучения путей,
способов, которыми реальность «формулируется» посредством дискурса
и, следовательно, путей ее понимания людьми. Исследовательский процесс
фокусируется на реконструкции основных смысловых категорий, используемых в
тексте.
Анализ аудитории
М.б. закрытый\открытый